Поделки на токарном станке фото


Опубликовано: 27.01.2018, 04:59/ Просмотров: 1183


РЕЗЬБА ПО КОСТИ
    
    
Обработанная кость — самая обычная находка во время археологиче­ских раскопок. В Сибири и на Чукотке, например, археологи нашли резные изделия из кости, относящиеся к началу нашей эры. Искусством обработки кости в совершенстве владели и мастера древнего Новгорода.
Основные промыслы художественной обработки кости в нашей стране возникли столетия назад в северных районах, вблизи мест добычи ма­монтовой и моржовой кости. Знаменитые теперь холмогорский, тоболь­ский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и раз­вивают традиции старинного искусства резной кости.

Основным сырьем для ряда изделий служит так называемая цевка — трубчатая часть кости конечностей крупного рогатого скота. Исполь­зуя природную цилиндрическую форму, мастера-косторезы искусно впи­сывают в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.
Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы реко­мендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и вполне доступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение не­скольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбелить кость можно и в растворе перекиси водорода (гидроперита), которая есть в любой аптеке. На двести граммов горячей воды достаточно двух-трех
таблеток гидроперита. Обычно, полежав около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножов­кой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания периодически смачивайте пилу мыльной водой или ма­шинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу.

Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают коса­рем — большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачивают на токарном станке.
Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим не­обходимые инструменты. Для грубой обработки — косарь, наборы ста­месок и рашпилей. Для выполнения ажура — лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спи­цы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже изготовьте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие
    
    
  Строение кости 
    
1 — строение кости, 2 — заготовка, 3 — изделие из нее.
   Инструменты для резьбы по кости
    
1, 2, 3 — штихели, 4 — косарь, 5 — втиральники, 0— клепики, 7 — коготок.
части имели острые фаски. Резьбу выполняют с помощью резцов — штихелей. Штихели для гравировки по металлу можно с успехом исполь­зовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Штихе­ли — для начала хотя бы трех основных видов — можно сделать и са­мим, руководствуясь рисунками, которые мы здесь приводим. Грабшти­хель — резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий.

Болтштихель — резец с се­чением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации. Для резцов подходит углеродистая сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку резца накалите докрасна (пример­но до 800 градусов), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить.

Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть шти­хеля заточите под углом 45—30 градусов. Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металли­ческое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку, как показано на рисунке. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу.

Для гравировки по кости служит коготок. Форма его изображена на рисунке.
Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную («на проем»), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из этих приемов, так и сочетанием, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы — сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкур­кой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 3—4 мм. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску.

Проникая через отверстия, краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стирал­ся, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые пред­назначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью все участки сквозного фона, подработайте их над­филями и втиральниками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку дета­лей делайте клепиками.
   Резьба по кости
    
Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фоль­гу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.
В объемной резьбе замысел во многом зависит от природной формы цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными. Поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фо­ном, выполненный на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразитель­ности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются кропотливым тру­дом. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полез­но поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пласти­лина.
Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключе­ние проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространен­ный Тсрасит ель— крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желтб^одоменн()й .становится кость в настое шафрана, красно-коричне­вой —' BMfttSTpfc..листьев щавеля.
Можио попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины — оливково-зеленый, цветы зверобоя — красный, листья крапивы — зеленый, кора крушины — желто-зеленый, дубовая кора — коричневый, луковая шелуха — золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком. Гравировать можно и грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветными каранда­шами.
Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процара­панных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцвет­ки гравировки применяют красную, коричневую и черную краску.
    
Поверхность кости, предназначенной для гравировки, должна быть идеально отполирована. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем от­полируйте тонко молотой пемзой или зубным порошком.
Резную кость нередко используют как декоративную накладку на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.
 


По этой теме читайте на сайте :

Источник: http://kopilca.ru/rezba-po-kosti/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ещё статьи по теме: Мир самоделок - Главная
Связать жилет летучая мышь
Пушистая вышивка
Мотивы вышивок бисером
Украшение гарниров
Джиос оригами текст

Поделки на токарном станке фото Поделки на токарном станке фото Поделки на токарном станке фото Поделки на токарном станке фото Поделки на токарном станке фото Поделки на токарном станке фото Поделки на токарном станке фото

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ